Русская водка (3)

Ингредиенты

Способ приготовления

ВЕХИ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ВОДКИ [3]

Новым этапом в совершенствовании водочного производства явились 1970-1971 годы. Именно в этот период были разработаны рецепты новых марок водок - Посольская и Сибирская.
В конце 70-х годов РФ столкнулся с серьезной проблемой: острой необходимостью защиты своего приоритета и изобретении водки.
Казалось бы, вопрос совершенно ясен: приоритет России в изобретении водки неоспорим. Однако иногда даже очевидное требует бесспорных доказательств. Для подтверждения своего приоритета нашей стране пришлось выдержать серьезную борьбу с рядом иностранных фирм.
Водочные фирмы русских эмигрантов ("Пьер Смирнофф", "Эрнстов", "Горбачев", "Кеглевич" и другие) появились в США и в Западной Европе в 1918-1921 годах. Их деятельность основана на западноевропейской и американской технологии и аппаратуре. Они выпускают дистиллированный напиток в красивой упаковке. Тем не менее этот напиток лишен типичных качеств и свойств русской водки.
Таким образом, это вообще не водка, а псевдоводка, так как и по сырью, и по технологии, и по другим данным она резко отличается от настоящей водки.
Бесспорно прав В. В. Похлебкин, утверждая, что чисто биологические и географические причины не дают возможности воспроизвести русскую водку где-то за пределами России. Точно так же, как невозможно воспроизвести шотландское виски за пределами Шотландии.
Тем не менее ряд отечественных водочных марок Пыл подвергнут бойкоту. Американские фирмы попытались лишить РФ возможности рекламировать и продавать водку, поставили цель завладеть правом использовать такое наименование только для своего товара. Они утверждали, что якобы начали производить водку раньше, чем в Советском Союзе.
Притязания конкурентов были признаны безосновательными. Приоритет в "изобретении" водки остался за Россией, которая еще по царскому Указу 1721 года выдавала своим солдатам в качестве довольствия по две кружки водки в день, а в 80-х годах прошлого столетия вывозила за рубеж до 7 млн. ведер (ведро - 12,3 литра) водочного спирта в год.
Если с претензиями западноевропейских, американских фирм, которые не могли представить убедительные данные, подтверждающие дату первоначального изобретения водки на их территории, Удалось справиться сравнительно легко, то с притязаниями Польши дело обстояло значительно сложнее. В 1978 году руководители государственной водочной монополии ПНР попытались доказать, что на территории бывших королевства Польского, Великого герцогства Литовского и Речи Посполитой, включая Украину с Запорожской Сечью, водка была изобретена раньше, чем в России, на основании чего право продавать на внешних рынках свой товар под названием "водка" должна была получить лишь Польша. Что же касается российских марок водок, то, по мнению поляков, они теряли право называться водками.
Исследование В. В. Похлебкина "История водки" позволило ответить на вопрос о периоде, когда и где она возникла, доказало, что "горзалка" (gorzalka -первоначальное название водки в Польше) была создана не раньше 1540-х годов, то есть гораздо позже, чем в России.
В 1982 году решением международного арбитража за РФ был окончательно закреплен приоритет создания водки как русского оригинального алкогольного напитка. Только РФ получил право на ее рекламу под этим наименованием на мировом рынке, был признан также экспортно-рекламный лозунг русской водки "Only vodka from Russia is genuine Russia vodka" ("Только водка из России - настоящая русская водка).
Книга В. В. Похлебкина - веха в истории русской водки. Ее значение состоит не только в том, что автор установил время появление напитка и помог защитить приоритет России, но также и в том, что он впервые исследовал и рассмотрел многогранный вопрос о роли водки в жизни российского государства и общества.
Начиная с середины 60-х годов экспорт водки являлся довольно стабильной и крупной статьей валютных поступлений РФ. Однако после того, как различные сорта русской водки, прежде всего Столичная и Московская, стали выпускаться практически на всех ликероводочных заводах страны, экспорт водки подвергся серьезным испытаниям. Тем не менее авторитет водки на мировом рынке не пострадал, так как тогда существовала система государственной монополии. Водкой за границей торговало Всесоюзное объединение "Союзплодимпорт" Министерства внешней торговли РФ, на территории страны были зарегистрированы 12 товарных знаков водок: Столичная, Московская, Русская, Старка, Юбилейная, Кубанская, Зубровка, Охотничья, Перцовка, Лимонная, Столовая, Крепкая. В соответствии с требованиями Парижской конвенции и Мадридского соглашения стала возможна их реализация за границей.
В настоящее время объединение, теперь уже российское, "Союзплодимпорт" владеет 250 регистрациями на русские водки на наиболее емких рынках сбыта в 80 странах.
Столичная и Московская уже не первый год занимают место в десятке самых распространенных в мире водок. Это позволило "Союзплодимпорту" довести экспорт до 3,4 млн. дкл в год стоимостью на 42,7 млн. долл. В последние годы русский товар в иерархии импортных водок стал лидером в ФРГ и Греции, занял второе место на рынке США. Товарные знаки российских водок защищены Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Это обеспечивает России объективные перспективы дальнейшего наращивания экспорта товара.
Наступили 90-е годы, настало время печально знаменитой "перестройки". Одним из первейших крупных мероприятий этого периода явился небезызвестный указ "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма", вышедший 15 мая 1985 года. Результатом его явился демонтаж ряда ликероводочных заводов, а также их переоборудование в предприятия безалкогольных напитков.
Данное решение было принято без должной исторической и экономической проработки. Оно поставило отечественную спиртоводочную промышленность в тяжелое положение, нанесло ей огромный материальный урон. В конечном итоге постановление вызвало широкое недовольство народа, возникновение очередей за водкой, всплеск самогоноварения, смертность от употребления различных суррогатов, значительный рост спекуляции водкой и т. д.
Лишь через несколько лет, в 1990 году, это постановление было признано ошибочным. Начался трудный процесс восстановления разоренного спиртоводочного производства. По данным Госкомстата, производство отечественной водки составило, в миллионах декалитров:

 

  • 1990г.- 137,5;
  • 1991 г.- 154,6;
  • 1992 г. - 155,8;
  • 1994г.-100.

Что составляет порядка 10 литров алкоголя на душу населения в год.
Процесс восстановления прежних мощностей производства продолжается, и делается все, чтобы исторически достигнутые оригинальность, высокое качество и своеобразные свойства русской водки были сохранены неизменными как определенная культурно-историческая ценность в области быта и русского национального застолья.
Не успела русская водка пережить одну неприятность, как тут же последовала другая.
7 июня 1992 года Президентом России Б. Н. Ельциным был издан Указ, отменявший государственную монополию на водку. Таким образом, длившаяся 68 с половиной лет и доказавшая свою эффективность первая советская монополия на водку была упразднена. С середины 1992 года в России любой и каждый мог производить, закупать за границей, торговать водкой на основе специального разрешения, выдаваемого органами исполнительной власти, т.е. на основе лицензии.
Как итог сразу же на внутреннем российском рынке появилось большое количество низкопробного, некачественного, фальсифицированного, нестандартного крепкоалкогольного напитка типа "водка".
Российский рынок захлестнул поток иностранных псевдоводок, бурно распространилось самогоноварение, снизилась доля водок, имеющих государственные гарантии качества. Резко возросла стоимость российской водки, ухудшилось финансовое положение государства, произошел разнобой в ценах на водку в различных регионах страны. Большинство ликероводочных заводов оказалось на грани банкротства.

Ю.Иванов

Оставить отзыв