Не менее пагубно
сказалась отмена государственной монополии на экспорте русской водки.
Бесконтрольное производство недоброкачественной, а то и поддельной водки
под всемирно известными знаками, экспорт фальшивой продукции на рынок
СНГ и в "дальнее" зарубежье ведут к существенным издержкам для
российской экономики и самого престижа России, несущей моральную
ответственность перед покупателями всего мира за товары, которые издавна
связываются с ее именем. Предприятия Балтии, Украины, Узбекистана, Грузии
и Азербайджана не только наращивают выпуск и экспорт Московской и
Столичной, но и занимаются продажей лицензий на их производство за
границей. Так, выпускающий низкокачественную водку ликероводочный завод
"Терек" во Владикавказе (Северная Осетия) продал в Каракасе право
использования торговых марок Столичная и Московская одной из
американских фирм. Тем не менее истинные русские водки Московская и
Столичная все еще пользуются высокой репутацией в Европе, Америке, в
Японии. Они так же престижны, как икра, меха и бриллианты "русской
огранки". Не случайно мировая номинальная стоимость этих торговых
марок оценивается западными экспертами в 400 млн. долл. Но опасность
для русской водки на международном рынке грозит не только с этой
стороны. На Западе, помимо наличия огромного количества собственных
производителей крепкоалкогольных напитков типа "водка",
существует хорошо налаженное производство фальшивых водок под
этикетками популярных российских водок. За последние годы только в Греции
российская фирма "Винэкспорт" ежегодно ведет и выигрывает до 20
судебных процессов против фальшивопроизводителей из Чехии и Болгарии,
которые под маркой российской Столичной поставляют на Запад поддельную
водку крайне низкого качества. Русская водка - валютный товар России.
Владельцем ее торговых марок должно быть только государство, которое в
данном случае вправе разрешить использование этих марок предприятиям и
экспортерам, обладающим высоким технологическим уровнем производства и
опытом внешнеторговой деятельности. Это не будет означать возврата к
монополии внешней торговли в прежнем виде, поскольку остальные
производители также вправе экспортировать свой товар, но под другими
торговыми марками. В этом - ключ к решению проблем, связанных с экспортом
этого валютного российского товара. А пока сегодня российский
производитель заметно потеснен на мировом рынке традиционной русской
водки и контролирует лишь 4% ею. Для того чтобы русская водка заняла
подобающее ей лидирующее место в мире, необходимо бороться против
несправедливых цен на закупаемый у нас алкоголь, наладить производство
более оригинальной тары и упаковки, с большей ответственностью подходить к
дизайну выпускаемых изделий. Что же касается качества продукта, то можно
быть уверенным: российской водке по-прежнему нет равных. Наконец через
год руководству страны стала ясна вся пагубность отмены государственной
монополии, и И июня 1993 года был издан Указ президента России "О
восстановлении государственной монополии на производство, хранение,
оптовую и розничную продажу алкогольной продукции". Он направлен,
прежде всего, на пресечение деятельности различного рода мошенников и
ловкачей, наживающихся на перепродаже и подделке водок, а также на защиту
интересов российских производителей водки. Указ вновь восстановил во всем
ее объеме пятую монополию на производство, торговлю и употребление
водки. Таким образом, эксперименты последнего десятилетия однозначно
принесли огромный вред и крайне незначительную пользу русской водке.
Поэтому установление водочной монополии является единственно верной и
правильной мерой, которая, без сомнения, будет способствовать укреплению
российской государственности, развитию питейной культуры, упрочению
международного авторитета Русской водки. Однако следует учитывать то,
что официально провозглашенная политика возврата к государственной
алкогольной монополии трудно совместима с действующим в России
антимонопольным законодательством. Следовательно, новая алкогольная
монополия не будет слепо копировать предыдущую. В сентябре 1996 года
российское правительство впервые ввело ограничительные импортные квоты
на питьевой спирт и водку. Теперь в Россию запрещен ввоз российских марок
водок иностранного производства. Думается, что это в высшей степени
разумное, хотя и запоздалое решение поможет решить многие пробле мы
отечественной спиртовой промышленности, защитит российского потребителя
от дешевой некачественной продукции. |